Рецензии
Neverwinter Nights: Рецензия
Вместо эпиграфа.
Оговорюсь сразу: Neverwinter Nights не просто очередная РПГ – это уникальная игра, аналогов которой среди CRPG сегодня просто не существует. Почему только среди CRPG? Ответ на этот вопрос куда проще, чем кажется. Фактически, NWN – это не просто сингл и мультиплеер, использующие правила D&D новейшей третьей редакции. По сути, NWN и есть сами эти правила в своём изначальном, но адаптированном для компьютерных игр виде. Впервые в истории нам дали возможность не только самим создавать абсолютно новые модули-приключения, но и управлять ими в реальном времени, взяв на себя роль виртуального Dungeon Master’a. В итоге получается то, о чём все так давно мечтали: теперь ни для кого не составит сложностей создать в мощном редакторе собственный модуль, позвать друзей и сыграть в старую добрую D&D, но только на компьютере.
Третье пришествие.
Но, как любой театр начинается с вешалки, любая, даже уникальная РПГ начинается с сингла. Он встречает нас интересной и гибкой генерацией главного героя. Здесь всё так же по правилам: выбираем пол, расу, класс, мировоззрение, навыки (skills), умения (feats), портрет, внешность, голос, имя… Отличия от второй редакции D&D видны сразу же невооружённым взглядом: обновлённая система мультиклассов (на каждом уровне происходит выбор, в каком классе герой будет развиваться дальше), введение умений, многие из которых зависят от класса героя (например, воинам доступны рассечение, сбивание с ног, специализация на конкретном виде оружия и многое другое), оставлены только 3 вида спасбросков (fortitude влияет на воздействие яда или болезни, reflex – на уклонение от ловушек и некоторых спеллов, will – на сопротивление заклинаниям, воздействующим на разум), введена свободная атака (когда герой получает право провести дополнительную атаку при отступлении врага, или если враг просто пробегает мимо)…
Изменений действительно очень много, но большая их часть проведена с целью увеличения свободы и создания бесчисленных вариантов развития героя. Благодаря грамотному переносу правил настольной игры (в отличие от Pool of Radiance), разработчики добились желаемого результата – при всей своей комплексности, ролевая система позволяет сотворить с героем всё, что угодно, и вволю поэкспериментировать. Кстати, некоторые игры для девочек также позволяют изменять внешний вид и способности героя самыми разнообразными способами. Не сказать, что при этом сохранён идеальный баланс (например, играть в сингл бардом – удовольствие не для слабых духом), однако это можно отнести скорее к недостаткам самого модуля одиночной игры.
Сюжетные страсти.
По завершении генерации героя, начинается сама игра. Завязка сюжета особой оригинальностью похвастаться не может: в прекрасном городе Neverwinter разразилась эпидемия странной чумы – Wailing Death, которую не в состоянии излечить ни местные священники, ни местные паладины. Знаменитый маг из Waterdeep’a, Хелбен «Blackstaff» Арунсун, посылает четверых существ, которых можно использовать для создания лекарства от внезапной болезни, однако на Академию, где они находятся, совершается дерзкое нападение, и существа разбегаются по городу. Найти пропавших созданий, а вместе с ними и причину чумы, и есть наша основная задача.
Стоит отметить, что, несмотря на многие недовольные возгласы игроков, в сюжете найдётся место для не одного неожиданного поворота. Сюжет достаточно неплох, однако его подача несколько портит впечатление: в каждом акте нам дают задания отыскать некие вещи, каждая из которых находится в одной из соседних локаций. К середине игры подобные поиски начинают приедаться, но ситуацию спасают многочисленные побочные квесты, среди которых практически нет банальных Fed-Ex-поручений, зато в наличии моральные дилеммы, драка в бойцовском клубе, сделка с оборотнем и многое другое. Практически любое второстепенное задание можно выполнить в соответствии со своими прихотями или убеждениями. Нелинейность заключается и в относительной свободе перемещения по доступным локациям, однако финал один, и битвы с главным злодеем никак не избежать.
Друзья познаются в…
Оживляют геймплей наёмники, которых можно брать с собой за определённую плату. С ними всегда можно перекинуться парой слов, узнать об их прошлом и просто спросить совета. Управление ими осуществляется по тому же принципу, что и в Fallout: прямого контроля нет, можно только дать общие напутствия в тактике, вроде дистанции, применения определённого вида оружия или навыков. Одновременно с героем может ходить только один наёмник, поэтому придётся подойти к этому вопросу с умом: для воина будет неплох компаньон-вор, а для магов – сильный «танк», который прикроет хилое тело колдуна в тяжёлой ситуации. Жаль только, что экипировать спутников по своему вкусу не дают. Но клятвенно обещают реализовать подобную фичу в ближайшем аддоне.
Вообще, благодаря (опять-таки) грамотному переносу D&D на компьютер, сражения в NWN получаются достаточно интересными, необычными и зрелищными. Тактике сражения приходится уделять немало внимания. Например, против сильных воинов может отлично сработать заклинание временного контроля разума, ведь почти у всех воинов очень низкий спасбросок воли. Против магов же этот спелл применять не стоит вовсе – только пустая трата времени и усилий. Вор может нанести свою коронную Sneak Attack, дающую немалый бонус к повреждению. А воин может достаточно долго парировать удары врага, пока соратник за его спиной произносит особо мощное заклинание. В наибольшей степени, подобное внутрипартийное взаимодействие проявляется именно в мультиплеере, как при сражениях с сильными монстрами, так и в PvP.
«Сингл? Мульти? Главное – тулсет!»
Но, говоря о NWN, нельзя не сказать о её сильнейшей стороне, имя которой BioWare Aurora Neverwinter Nights Toolset. Это один из самых мощных редакторов для компьютерных игр, которые когда-либо создавались. Ознакомившись со всеми его возможностями, понимаешь, что сингл NWN – всего лишь демонстрация возможностей этого тулсета. С выходом NWN всем Творцам дан инструмент для реализации своих самых смелых фантазий, на помощь которым придёт гибкий скриптовый язык и несложная в освоении система создания локаций. При чём, Вы совершенно не обязаны использовать мир Забытых Королевств (в котором проходят действия сингла). Хотите – переносите действия в другие сеттинги D&D, а хотите – врубайте собственную фантазию и Творите! Уже сегодня десятки умельцев создали интереснейшие работы, некоторые из которых по увлекательности и необычности превосходят оригинальную кампанию. Есть и вовсе hack’n’slash-модули для любителей пошинковать толпы ни в чём не повинных монстров. А есть и чисто «социальные» сценарии, напоминающие незабвенный Planescape: Torment. И, поверьте, это только начало! С новыми патчами и аддонами BioWare обещает расширить возможности редактора, ведь предела совершенству, как известно, нет.
Отдельной строкой необходимо упомянуть и мультиплеер. Дело даже не в том, что в NWN есть какие-то особые режимы сетевой игры – просто впервые в истории одному из игроков позволено взять на себя роль ведущего (Dungeon Master’a), полностью контролирующего модуль и способного повлиять на приключения всех игроков. Например, помочь в тяжёлом бою, выслав приключенцам в подмогу особо сильного монстра или взяв под свой контроль некого сильного NPC (например, того же Эльминстера). А может и, наоборот, подпортить жизнь игроков, усилив их врагов в самый неожиданный момент. Стоит ли говорить, что это заметно оживляет геймплей и делает внутрипартийное взаимодействие одним из ключевых залогов победы? Клирики усиливают отряд божественной магией, воины встречают грудью главную опасность, друид вызывает на помощь могучих существ, колдуны заняты своим любимым занятием, не забывая параллельно показать целое пиротехническое представление, а в это время вор аккуратно подкрадывается к вражескому магу и парой ударов сбивает его заклинание… Про слаженные действия в PvP и говорить не нужно.
Spot and Listen.
О графическом движке Aurora, на котором была создана NWN, нельзя было бы сказать ничего особо примечательного: число полигонов в кадре, разрешение текстур, спецэффекты – всё это на неплохом уровне, и сегодня этим никого не удивишь. Но вот здешние тени и освещение – это просто нечто! Эту красоту просто нужно видеть. Музыка известного игрового композитора Джереми Соула на сей раз получилась несколько однообразной, но всё-таки достаточно атмосферной. Звук и озвучка – на достаточно высоком уровне, однако некоторого однообразия не избежали и они.
Уникум.
Если рассматривать NWN просто как очередного представителя жанра РПГ, можно отметить отличную ролевую систему и немного посетовать на не самый удачный сингл. Однако если взглянуть на всю картину целиком, то перед Вами предстанет уникальнейшая игра, главное достоинство которой в том, что она даёт возможность сыграть в ту самую Dungeons & Dragons, но только на компьютере. Но если раньше ведущему приходилось прорабатывать все элементы приключения на бумаге, а игрокам – во многом использовать свою фантазию для вживления в роль, то теперь на помощь им пришли мощный тулсет и красивый графический движок. А что же ещё нужно для полного счастья настоящему любителю ролевых игр?..
Резюме:
Реиграбельность: 10.0
(+) Мир, который каждый раз поражает новизной. Из него не хочется уходить.
(–) Лично я не нашёл.
Сюжет: 8.0
(+) Сюжет в кампании хороший.
(–) Встречаются огрехи. Сценарий не отличается гениальностью, сингл подкачал.
Графика: 9.5
(+) Красивый графический движок, а тени и освещение - лучшее, что можно представить.
(–) Всё остальное на неплохом уровне, что контрастирует с тенями и освещением.
Музыка и Звук: 9.0
(+) Замечательная музыка и озвучка.
(–) Однообразность.
Интерфейс: 9.0
(+) Интерфейс удобен и свободен для овладевания.
(–) Достаточно сложен.
Итог: 9.3.
Дата публикации: 16.09.2006 |
Новости 1